ГБУЗ «ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ  ДИСПАНСЕР № 3»  МЗ КК Новороссийск ГБУЗ «ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ  ДИСПАНСЕР № 3»  МЗ КК Новороссийск


ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ



Изменить контраст

СЛАБОВИДЯЩИМ



 


Новости ГБУЗ «ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР № 3» МЗ КК Новороссийск

22.05.2017

"ОРГЗДРАВ-2017. Эффективное управление медицинской организацией"

 

В Москве состоялась V Международная конференция и выставка "ОРГЗДРАВ-2017. Эффективное управление медицинской организацией". Программа конференции была построена вокруг главного вопроса, как к 2025 году увеличить продолжительность жизни российских граждан до 76 лет. Это цель, которую поставил Президент РФ Владимир Путин в апреле 2017 года перед отечественным здравоохранением. "Она достижима, при выполнении двух условий – повышение эффективности управления и поэтапное увеличение государственного финансирования здравоохранения в 1,4-1,5 раза по отношению к 2016 году в реальных ценах" – подчеркнула на открытии "Оргздрава-2017" руководитель организационного комитета, ректор ВШОУЗ, д.м.н. Гузель Улумбекова.

 

В этом году конференция собрала 500 руководителей здравоохранения из 62 регионов страны – от главных врачей медицинских организаций и их заместителей до министров здравоохранения регионов.

 

Новороссийский онкологический диспансер №3 МЗ КК представлял главный врач, д.м.н., доцент М.Г. ЛЕОНОВ.

 

В конференции также участвовали представители Минздрава России, Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Госдумы России, Российской академии наук, руководители профессиональных медицинских обществ. Все они собрались вместе, чтобы обсудить состояние и пути развития здравоохранения России, поделиться ежедневными проблемами, обменяться опытом. Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль отметил, что "такое количество коллег в зале говорит о том, что есть необходимость в таких встречах. Каждый год на конференции мы обсуждаем что-то новое. Мы являемся сторонниками саморегулируемой профессиональной деятельности, постепенного перехода к тому, чтобы мы – профессиональное сообщество брали на себя определенную роль и ответственность".



Участники конференции выразили уверенность, что сегодня задача руководства здравоохранения и научно-экспертного сообщества – дать реальную оценку ситуации, сложившейся в отрасли, и на основе научного анализа предложить программу эффективных действий.



Передовым опытом в управлении здравоохранением поделились зарубежные коллеги. Об инновационных подходах в управлении медицинскими организациями рассказал Ричард Сигрист (Richard Siegrist) – профессор и директор по инновациям Гарвардской школы общественного здоровья. Он ведет циклы по финансово-экономическому анализу деятельности медицинских организаций, по управленческому контролю, занимается проектами по внедрению информационных систем в больницах. ПЕРВЫЙ доклад профессора был посвящен тому, как при имеющихся ресурсах в здравоохранении достичь большей удовлетворенности пациентов. Всех заставила задуматься его фраза "Ваш пациент может и не вспомнить какими именно его лечили лекарствами или супертехнологиями, но он всегда будет помнить, как вы к нему относились". ВТОРОЙ доклад был о современных способах оплаты медицинской помощи, которые используют наши коллеги за рубежом. "Связанная оплата" подразумевает, что оплата за лечение заболевания происходит за все вместе одним платежом – от поликлиники до пребывания в стационаре, а затем еще и 60 дней за наблюдение и реабилитацию. Фондодержателем является больница. Как выяснилось, это способствует интеграции разных видов лечения, повышению его качества и снижению издержек.

 

Как медицинскому центру стать лидером, рассказал доктор Питер Пистерс (Peter Pisters) – президент крупнейшего в Северной Америке медицинского научно-исследовательского медицинского центра University Health Network. Главное, что вынесли участники из его опыта – руководители учреждений должны заниматься "не только тушением пожаров и ежедневной рутиной, но и 50% своего времени тратить на стратегические вопросы". И то, что каждый руководитель в здравоохранении должен понимать, что он несет личную ответственность за развитие своей организации и улучшение здоровья людей своего района, города и страны.

 

Как достичь 76 лет

Жаркие дискуссии развернулись о том, насколько зависит достижение 76 лет от деятельности системы здравоохранения.

Руководитель ВШОУЗ, д.м.н. Гузель Улумбекова в своем докладе поставила российский системе здравоохранения диагноз, предложила план ее лечения и оценила объем необходимых ресурсов. Ее диагноз – "система здравоохранения РФ хронически больна". Она обозначила 5 ключевых проблем отрасли.

 

5 ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Первая проблема – в России в период 2012-2016 гг. не произошло заметного улучшения здоровья населения. Общий коэффициент смертности стагнирует на уровне 13,1-12,9 случая на 1 тыс. населения вместо запланированного снижения до 12,3 случая в соответствии с госпрограммой "Развитие здравоохранения". За этот период ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ) возросла только на 1,6 года и составила 71,9 года в 2016 г. (среднегодовой прирост - 0,4 года). В предшествующий период 2005-2012 гг. (7 лет) ОПЖ выросла на 4,8 года (среднегодовой прирост – 0,7 года), именно тогда государственное финансирование здравоохранения поэтапно увеличивалось. Таким образом, в последние 4 года темп роста ОПЖ уменьшился почти в 2 раза. Это означает, что цель, поставленная в майском Указе Президента РФ, по достижению значения ОПЖ в 74 года к 2018 г. не будет выполнена. При этом в 2016 г. значение ОПЖ российских граждан остается на 6 лет ниже, чем в "новых-8" странах ЕС, сопоставимых с Россией по уровню экономического развития. ОПЖ российских мужчин на 7,7 года ниже, чем в этих странах, а смертность детей до 14 лет в 2 раза выше. Это показывает, что нынешняя политика в области здравоохранения России не позволяет достичь поставленных целей по улучшению здоровья населения.

 

Вторая проблема – в период 2012-2015 гг. произошло существенное сокращение кадровых и материально-технических ресурсов отрасли из-за реализации "дорожных карт", в которых был заложен неверный вектор реформ. Ситуация усугубилась снижением почти на 10% (в ценах 2012 г.) государственного финансирования здравоохранения. В результате обеспеченность практикующими врачами сократилась на 2% (7 тыс.), число стационарных коек – на 11% (124 тыс.), число фельдшерских пунктов (ФП) и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) сократилось на 5%, число участковых больниц - на 24%. При этом за данный период поток больных вырос на 1,4 млн чел. (0,6%). Как следствие, возросла нагрузка на врачей, которые и так в 2012 г. работали на пределе своих возможностей (с коэффициентом совместительства 1,5), и сократились объемы бесплатной медицинской помощи. Число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ) в расчете на одного человека уменьшилось на 7%, а число госпитализаций - на 9%. Это, естественно, привело к росту недовольства населения.

 

Третья проблема – сегодня у руководства отрасли отсутствует понимание важности поддержания ключевых балансов системы здравоохранения России.

 

ПЕРВЫЙ баланс – это соответствие мощности системы здравоохранения сложившемуся потоку больных. Из него следует, что в отрасли нельзя сокращать обеспеченность кадровыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами, тем более при увеличивающемся потоке больных. Это неизбежно приведет к сокращению объемов медицинской помощи и недовольству населения.

 

ВТОРОЙ баланс – реализация цели, поставленной Президентом РФ В.В. Путиным, о достижении к 2025 г. ОПЖ российских граждан, равной 76 годам, возможна только при условии увеличения государственного финансирования здравоохранения в 1,5-1,6 раза по сравнению с сегодняшним уровнем (или до 5-6% ВВП). Непонимание этих балансов отразилось как в политике здравоохранения, так и в новой версии госпрограммы "Развитие здравоохранения". В ней вместо увеличения обеспеченности врачами к 2020 г., как это было предусмотрено в предыдущей версии (до 40,2 на 10 тыс. населения), она останется на уровне 2015 г. (37,5). В этом документе также запланировано дальнейшее сокращение объемов госпитализаций. Расходы на госпрограмму за счет средств ОМС и федерального бюджета за период 2017-2020 гг. сокращаются на 304 млрд руб. по сравнению с суммой, указанной в предыдущей версии. Несоответствие заявленных в госпрограмме целей по улучшению здоровья населения (достижение ОПЖ в 75 лет к 2020 г.) и необходимых для этого ресурсов делает этот документ декларативным.

 

ТРЕТИЙ дисбаланс – нарушено эффективное взаимодействия врача и пациента. Для того, чтобы восстановить этот взаимодействие, необходимо, чтобы число врачей росло, а не сокращалось, особенно в первичном звене здравоохранения. Вместе с тем, в 2015 г. дефицит врачей участковой службы достиг 40 тыс. чел., или 56% от расчетного норматива. Необходимо, чтобы у врача были достаточное количество времени на прием пациента, условия для повышения квалификации и достойная оплата труда без переработок, которые отрицательно сказываются на качестве медицинской помощи. Вся система организации и управления здравоохранением должна быть настроена на создание условий для эффективного взаимодействия врача и пациента. Однако, сегодня это не так - вместо решения коренной проблемы с дефицитом врачей принимаются меры, которые только ухудшают ситуацию и отвлекают внимание от этой проблемы. Например, проведение диспансеризации (без дополнительных кадров и финансовых ресурсов) увеличивает поток пациентов в АПУ, соответственно, растут очередность на получение медицинской помощи и нагрузки на медицинский персонал. Избыточные и дублирующие друг друга проверки качества медицинской помощи, внедрение бесполезного института страховых представителей создают излишний документооборот, приводят к непроизводительным потерям средств и времени медицинского персонала. На развитие непрерывного медицинского образования не предусмотрены необходимые финансовые ресурсы. В настоящее время оно полностью реализуется за счет энтузиазма профессиональных медицинских обществ.

 

Четвертая проблема – недостаточная эффективность управления здравоохранением, которая проявляется в неверно расставленных приоритетах и непроизводительных расходах. Например, в ситуации сокращения общих объемов финансирования отрасли средства ОМС, предназначенные только для оказания медицинской помощи большинству населения (из которых в том числе формируется оплата труда медицинских работников), расходуются на строительство объектов здравоохранения и закупку автотранспорта. Кроме того, эти средства покрывают затраты на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи, например, ЭКО и выхаживание младенцев с экстремально низкой массой тела. Ранее эти статьи расходов всегда финансировались из федерального и региональных бюджетов. В отрасли принимаются и действуют нормативные документы, не согласованные между собой и содержащие избыточное регулирование. Так, по Приказу Минздрава России от 15.07.2016 № 520н вводится до 450 показателей для оценки качества медицинской помощи (таких показателей должно быть не более 20-25). Минздрав России представляет данные по заработной плате медицинских работников в текущих значениях с учетом всех переработок и более высоких заработных плат руководителей вместо базового оклада по квалификационным группам, как это правильно надо бы делать.

Пятая проблема - руководители отрасли повсеместно используют практику комплиментарной отчетности, которая не отражает объективную ситуацию в здравоохранении, не предусматривает обратную связь и открытое обсуждение проблем с экспертно-научным сообществом, медицинскими работниками и населением. В результате у руководства страны и регионов складывается недостоверное представление о ситуации в здравоохранении и решение проблем откладывается. У населения поддерживаются завышенные ожидания, а у медицинских работников усиливается неверие в возможность улучшения ситуации.



Главный вывод – накопившиеся в здравоохранении РФ проблемы, в первую очередь, связаны с неэффективным управлением и недостаточным государственным финансированием.

 

Приоритетные направления развития здравоохранения РФ

Участники конференции поддержали 7 приоритетных направлений развития здравоохранения России на краткосрочную и среднесрочную перспективу:

1. Главный приоритет – сохранение здоровья и снижение смертности российских мужчин, детей и подростков (а не только снижение младенческой смертности).

2. Концентрация усилий на эффективной организации работы первичного звена здравоохранения. Для этого необходимо ликвидировать дефицит медицинских кадров, создать условия для достойной оплаты их труда и повышения квалификации. Реализовать федеральную программу по восстановлению фельдшерских пунктов в сельской местности. Повысить тарифы для медицинских учреждений 1–го уровня, находящихся в малонаселенных и трудно доступных населенных пунктах.

3. Увеличение объемов бесплатного лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях.

4. Организация медико-социальной помощи (патронажной помощи) и реабилитации на дому для граждан старшей возрастной группы, возможно, с привлечением частных медицинских организаций.

5. Поэтапное увеличение государственного финансирования здравоохранения в период с 2018 по 2025 г. как минимум в 1,5 раза в ценах 2016 г. При этом необходимо обеспечить эффективное управление этими дополнительными ресурсами, что потребует ускоренного повышения квалификации руководителей здравоохранения всех уровней.

6. Реализация массовых межведомственных программ по комплексной охране здоровья населения с привлечением всех заинтересованных сторон, в том числе при активном участии глав регионов и муниципальных образований.

7. Привлечение работодателей в дело сбережения здоровья работников.

Причем реализовать эти приоритеты необходимо в краткосрочной перспективе. Потому что доступное и эффективное здравоохранение, как ни одна другая отрасль экономики, это залог стабильности и устойчивого развития страны.

В августе этого года аналитическая лаборатория ВШОУЗ опубликует расчеты для каждого региона России, на сколько необходимо увеличить ОПЖ к 2025 году, чтобы в целом по стране выйти на 76 лет, и какие финансовые ресурсы для этого необходимы.

 

М.Г. ЛЕОНОВ отметил, что наиболее интересной для него явилось обсуждение организации онкологической службы в России и в Канаде в свете снижения смертности от новообразований и тема «Экономика и здравоохранение России: пути улучшения здоровья населения в условиях ограниченных ресурсов».

 



« Все новости




Новости

09.04.2024
Уважаемые пациенты, приглашаем Вас пройти опрос!
подробнее »
  26.03.2024
Акция "Недели мужского здоровья" и "Недели женского здоровья"
подробнее »
  23.03.2024
Уважаемые жители!
подробнее »
  20.03.2024
Медорганизации Кубани ускорили процесс оказания помощи благодаря бережливым технологиям
подробнее »

ГБУЗ «Онкологический диспансер № 3» МЗ КК

г. Новороссийск

© 2015 Любое копирование или иное использование матералов сайта возможно только с указанием первоисточника www.novondis.ru.
  г. Новороссийск, ул. Л. Шмидта, 7

телеофон: 8 (8617) 64-59-36

e-mail: novonko@yandex.ru
  Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru   Сайт создан - веб студии IDALGO.nen Новороссийск